Дефектоскопия рельсов
Рельсовое полотно в процессе движения по нему поездов, воздействия окружающей среды подвергается различным видам нагрузок. Движение составов, перепады температуры, изменение влажности – все это приводит к появлению дефектов в металлических рельсах. Поврежденное полотно может подвергаться излому, а верхнее строение путей постепенно приходит в негодность.
Визуально определить наличие дефекта крайне сложно, а последствие эксплуатации рельсов с не выявленными повреждениями может стать излом и, как следствие, сход состава с рельсов. Особенно опасно, если подвижный состав будет перевозить при этом, например, горючие материалы или токсичные грузы.
Потому очень важно своевременно выполнять дефектоскопию рельсового полотна. И здесь мало визуального осмотра, нужно также уметь находить скрытые проблемы. А для этого сегодня применяют ультразвук.
Ультразвуковая дефектоскопия
Дефектоскопия с использованием ультразвука активно используется для диагностики ЖД путей, она позволяет быстро и достоверно выявить скрытые дефекты рельсового полотна без повреждения или разрушения объектов исследования.
Это метод простой и надежный, для проведения проверки целостности металлических изделий при помощи ультразвука нет необходимости проводить демонтаж, метод не повреждает изделие, «прозвон» ультразвуком выявляет проблемы максимально бережно по отношению к объекту.
Применяется железнодорожная дефектоскопия для сортировки рельсов на старогодные и совсем не пригодные к эксплуатации. С ее помощью выполняется отбраковка изделий со скрытыми дефектами. Исследования позволяют подобрать качественные изделия, одновременно отбраковывая негодные для отправки их на переплавку.
Преимущества дефектоскопии
Основные плюсы метода:
- Исследуемый образец не повреждается и не нарушается его целостность;
- Стоимость исследований минимальна, при этом достоверность очень высокая;
- Проверку качества рельсов можно проводить в любое время года.
Метод позволяет определять проблемы в том числе на начальных стадиях, скрытые внутри или в труднодоступных частях полотна. Это помогает своевременно выявлять возможные дефекты и планировать проведение ремонта.
Как выполняется контроль состояние рельсов и стрелок
Исследования при помощи ультразвука проводят при любой температуре и влажности, они не зависят от времени года или погодных условий. Дефектоскопия ультразвуковая не разрушает и никаким образом не повреждает объект исследования, что считается важнейшим преимуществом метода. Кроме того, при невысокой стоимости выполнения работ достоверность исследований очень высока.
При визуальном осмотре человек может заметить только наружные дефекты полотна, например, трещины или вмятины, сколы и коррозию. Но в рельсах постоянно развиваются дефекты 1-й, 2-й и 5-й групп, относящиеся к контактно-усталостному типу. Эти проблемы визуально заметить практически невозможно. Также не получится увидеть проблемы, спрятанные в местах рельсовых стыков и болтовых соединений.
Дефектоскопия ультразвуком позволяет увидеть скрытые дефекты под местами стыков, а также внутренние повреждения.
Исследования при помощи ультразвука на сегодня – самый актуальный, а во многих случаях, единственно действенный метод профилактики аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, возникающих из-за изломов или поломок механизмов стрелок.
Прозвучивание ультразвуком рельсов позволяет выявить большую часть дефектов головки, подошвы или шейки рельса на ранних стадиях до того, как они разовьются и станут опасными для прохождения транспорта. В процессе исследований устанавливают местоположение и код дефекта.
Исследования выявляют:
- Изменение размеров и формы металлических изделий;
- Проблемы с однородностью или отклонения в химическом составе;
- Наличие коррозии, трещин и т.д.
Виды дефектов рельсов
Все виды дефектов, а также перечень необходимых действий, которые нужно выполнить для решения проблемы, подробно описаны в документе НТД/ЦП-1-93.
Каждый вид дефекта имеет собственный код. По этому коду определяются меры, которые нужно предпринять для устранения выявленной проблемы. Все повреждения можно условно разделить на две основные группы:
- Дефектные рельсы (ДР) – изделия, эксплуатационные свойства которых в процессе использования снизились, но они могут обеспечивать безопасное движение транспорта. Нередко при эксплуатации рельсов с подобными дефектами требуется ограничение по максимальной массе составов, скорости их движения, а также проводить дополнительный контроль.
- Остродефектные рельсы (ОДР) недопустимо использовать. Эти изделия нужно срочно заменить, а до того пользоваться участком пути запрещено. В этом случае степень разрушения полотна уже такова, что рельс может разрушиться в любой момент от воздействия движущегося поезда, что приведет к аварии.
- Для предприятий, осуществляющих перевозку, опасных и горючих материалов не реже 2 раз в год;
- Для подъездных путей других организаций – не реже 1 раза в год.
Дефектоскопия рельсовая – одна из важных составляющих процессов обслуживания железнодорожного полотна и поддержания в порядке всего путевого хозяйства. По результатам проверки ультразвуком выполняется планирование работ по содержанию и ремонту путей.
Особенно важно своевременно проводить дефектоскопию в случае перевозки по участку железной дороги опасных грузов. В подобных случаях экономия на диагностике недопустима и не может быть ничем оправдана.
Плюсы дефектоскопии для предприятий
Своевременная дефектоскопия ЖД путей – это возможность на ранних стадиях определить нарушения целостности подъездных путей. Это поможет избежать аварий, ликвидации их последствий, а также проведения срочных ремонтных работ.
Своевременное получение информации о дефектах позволяет планировать заранее ремонтные работы, распределять бюджет, безопасно в рабочем режиме проводить обслуживание и ремонт железнодорожного полотна.
Периодичность проведения рельсовой дефектоскопии
В соответствии с требованиями Ространснадзора необходимо проводить дефектоскопию подъездных ЖД путей:
Необходимость своевременной дефектоскопии железнодорожного полотна понятна даже не специалисту. Затраты на проведение дефектоскопии, которая позволит предупредить сход ж/д составов и других аварийных ситуаций, несоизмеримы с расходами на ликвидацию последствий возможных проблем.
Наша компания обладает значительным опытом выполнения дефектоскопии всех типов ЖД путей. Мы работаем во всех регионах РФ.